Контакты

Секретарь медицинского сектора - Дмитрий Степанов

 

Секретарь медицинского сектора - о. Дмитрий Степанов

т.: +7 (965) 587 20 83

e-mail: info@svyatoe-delo.ru

Офис Медицинского сектора

Офис Медицинского сектора

Пастырская медицина в Казанской Духовной Семинарии

Пастырская медицина

Прежде всего, попробуем ответить на вопрос: Для чего вообще нужен такой предмет как «Пастырская медицина». Можно просто сказать: потому что его изучали во многих духовных семинариях дореволюционной России. Но медицина за время, прошедшее с семнадцатого года прошлого столетия претерпела существенные изменения, причем не только в плане своего научного и практического развития. Появились новые медицинские специальности и технологии, содержащие этические стандарты, часто вызывающие серьезные возражения даже у неверующих людей. В проблемах трансплантации органов, использования стволовых клеток, экстракорпорального оплодотворения, эвтаназии и т.п. вещах человек далекий от медицины разобраться не в состоянии. Да и в классические методы лечения  сейчас внедрено много новых разработок, не всегда приемлемых с православной точки зрения.

Так нужно ли Церкви вникать в сложные медицинские проблемы? И, вообще, совместима ли современная медицинская практика с христианским отношением к человеку? Может ли верующий прибегать к тем или иным способам лечения? Нам ведь известно, что православный христианин, ведущий благочестивый образ жизни, способен не только определить причины своих недугов, но даже исцелиться,  не прибегая к врачебной помощи. К сожалению христиан, достигших таких высот в духовной жизни сейчас, особенно в миру, единицы. Но, несмотря на это, многие верующие, заболев, ограничиваются только принятием Святых Таинств, полагаясь во всем на волю Божию и вообще отказываясь от медицинской помощи. Такое решение, особенно если оно принято без ведома  опытного! духовника,  является греховным, т.к. в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Святитель Феофан Затворник так говорит об этом: «Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело. Можно не лечиться для упражнении в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий «ох!» будет в вину, уместно же только одно благодарное радование». «Предоставить все Богу – дело совершенного, а немощного дело – показать себя врачу, потому что это не только не грех, но и знак смирения» - пишет св. Варсонофий Великий. А вот слова св. прав. Иоанна Кронштадского: «Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача».

Таким образом, категорический отказ от врачебной помощи и от приема рекомендованных лекарств есть признак гордыни человека, который забывает о том, что Бог дал и лекарей и лекарства, дабы они стали посредниками между небесной и земной помощью занемогшему человеку. Кстати сказать, гордыня отличительный признак пагубного фанатизма некоторых сектантов, которые даже под угрозой смерти запрещают своему заболевшему собрату обращаться к врачам.

Предание и история свидетельствуют, что медицина никогда не отторгалась Православием и была неотъемлемой частью православной культуры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств. Врач, согласно Библии, всегда пользовался уважением. Приведем только самый известный отрывок из Священного Писания:

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! (Сир 38, 1-15.)

У медицины есть и свой небесный покровитель – это Архангел Рафаил. Его служение отражено в самом имени: Рафаил по арамейски означает «Исцеление Божие или Врачевание Божие». В Библии об этом Архангеле рассказывается в книге Товита (Тов. главы 3-12). По учению Церкви Архангел Рафаил не только врачует больных, но и утешает скорбящих, а также присутствует при погребении мертвых. На иконах принято изображать Архангела Рафаила, как врача недугов человеческих, держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами, а в правой - остриженное птичье перо для помазывания ран.

Врачевание - профессия  многих святых. Назовем лишь некоторых из них: апостол и евангелист Лука, великомученик и целитель Пантелеимон, мученик 
Орест врач, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, бессребреники мученики Кир и  Иоанн. В нашем Отечестве прославились преподобные Агапит Печерский,  Ипатий Целебник, Евфимий Суздальский. В начале ХХ века святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна основала Марфо-Мариинскую обитель Милосердия, сестры которой ухаживали за больными. Всем известно и житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) архиепикопа и выдающегося хирурга. Да и вообще в истории Церкви найдется немало примеров, когда священники и даже епископы занимались врачеванием не только духовных, но и телесных недугов.

Кстати, что касается новых биомедицинских технологий. Сама история свидетельствует, что они не так уж и новы, а некоторые из них зарождались в недрах христианской культуры. Так, например, на католических иконах и фресках встречается изображение святых Космы и Дамиана приживляющих (трансплантирующих) ноги недавно умершего человека некоему диакону Юстиниану. Первый известный науке опыт по искусственному оплодотворению был произведен на собаках в 1780 г. итальянским аббатом  Лацаро Спалланцани. А основателем генетики стал австрийский монах,  настоятель монастыря Св.Фомы в г.Брюнне (ныне Брно) Грегор Иоганн Мендель, открывший закономерности наследственности.

Все это говорит о том, что злом являются не медицинские технологии сами по себе: опасно забвение и несохранение чистоты того морального смысла, которым они были определены к существованию.

Таким образом, медицина, как, впрочем, любая область человеческой деятельности, и раньше, и на современном этапе, является прямым делом Православной Церкви.   В 2000г. на Юбилейном Архиерейском Соборе приняты “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”. В разделе “Здоровье личности и народа” говориться, что «Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви.  Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности», «Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. «Исцеление поврежденного  болезнью  человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке».  «Церковь призывает …пастырей … к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения» «Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия  и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения  в сфере здравоохранения». «Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью … священнослужителей».  «Церковь благословляет православным братствам  и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением».

Отсюда становится очевидным потребность знания священнослужителями основ медицинской науки, хотя бы в объеме, необходимым для практического применения в пастырской практике. Священник в настоящее время должен быть высокообразованным и эрудированным пастырем, что невозможно без знаний основ медицины, как составляющей человеческой культуры. Без этого все попытки пастыря по духовному окормлению болящих будут либо малоэффективным, либо, что еще хуже, вводящими в соблазн своей малограмотностью и бестактным поведением. Люди это чувствуют и воспринимают очень болезненно.

Впервые приступая к преподаванию предмета «Пастырская медицина» в Казанской Духовной Семинарии при разработке его программы для учащихся 3-го курса мы поставили следующие основные задачи:

1. Иметь представление в свете Библейского учения об исторических этапах развития медицины в зависимости от религиозных верований соответствующей эпохи, особенно после прихода в мир Спасителя.  Знать, как формировалась светская медицина, каковы были ее взаимоотношения с Церковью с указанием  прогрессивной роли последней в развитии лечебного дела (пример – монастырская медицина). Уметь фактически опровергать укоренившиеся атеистические  догмы о церковном невежестве, тормозящем развитие медицинской науки, отказе от лечения, а также  негативном отношении Православия к медицине и врачам.

2. Правильно понимать взаимоотношение современной науки (прежде всего, медицины) и религии, чтобы они не противопоставлялись, а дополняли друг друга, не выходя за рамки своей компетенции. 

3. Располагать  сведениями об основах патологии человека, основных группах заболеваний,  элементарной медицинской терминологии, поскольку  пастырское окормление больных невозможно без хотя бы приблизительного представления от чего они страдают (например, помощь онкологическим больным). Это нужно и для общения с медицинским персоналом, с которым придется взаимодействовать.

4. Иметь православное представление о болезнях телесных, душевных и духовных, чтобы знать, когда на первое место выступает деятельность врача при поддержке священника, когда их вклад в лечение равнозначен, а когда пастырская помощь является ведущей и, даже, единственной (например, при крайней степени духовной патологии - бесновании).

5. Знать какие Таинства (Крещение, Исповедь, Причащение, Соборование) и как можно или нельзя совершать в зависимости от состояния больного и характера его заболевания.

6. Уметь при оказании пастырской помощи, с учетом представления о воплощении грехов в заболеваниях, показать болящему, что восстановление физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки не является истинным исцелением.     

7. Уметь строго определять границы пастырской компетенции:  не брать на себя несвойственных функций, если предполагаемое лечение не противоречит Христианскому вероучению (обращаться или нет к врачу, прибегать к тем или иным методам лечения, в том числе к оперативному вмешательству, принимать ли лекарственные препараты, соглашаться на вакцино- и иммунопрофилактику и т.д.), памятуя о том, что медицинский принцип «не навреди» применим и к священнику.

8. Иметь представление о недопустимых с православной точки зрения методах официальной медицины, присутствующих в некоторых медицинских специальностях.      

9. Уметь разделять в народной медицине допустимые и недопустимые методы лечения.

10. Особенно быть осведомленным об оккультных методах воздействия (колдуны, экстрасенсы и т.п.), часто замаскированных под «православное целительство». Четко представлять губительные последствия оккультного «лечения». Уметь распознавать «оккультную болезнь».

11. С православной точки зрения определять допустимые границы использования современных биомедицинских технологий (клонирование,  экстракорпоральное оплодотворение, генная инженерия, стволовые клетки, трансплантология).

12. В приходской практике в зависимости от степени воцерковленности, пола, возраста, профессии и, особенно, наличия каких-либо заболеваний определять меру поста (как телесную, так и духовную) и быть осведомленным при каких заболеваниях в день Причастия допустим прием пищи, воды, лекарств.

В заключение хочу настоятельно пореклмендовать как будущим пастырям, так и всем христианам, интересующимся вопросами медицины, работы православных авторов, выдержки из которых цитировались в данной публикации:

Силуянова И.В. (профессор, зав. кафедрой биоэтики HUVE)^ 1) "Современная медицина и православие": изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998; 2) "Антропология болезни": изд-во Сретенского монастыря, 2007.

Недоступ А.В. (доктор мед. наук, профессор, председатель Московского общества православных врачей): «Когда поставлен диагноз: о науке болеть и выздоравливать»: М.: изд-во Московской Патриархии, 2009.

Овчинникова М.Б.: «Кто поможет православному справиться с болезнью»: М.: изд-во «Фавор», 2002.

Протоиерей Сергий Филимонов (доктор мед. наук, профессор, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга): 1) «Церковь, больница, больной»: СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 1999; 2) «Православная Церковь и современная медицина»: СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2002; 3) «В помощь болящему»: СПб.: изд-во «Глаголь Добро», 2010.

Также желательно прочитать книги иеромонаха доктора мед. наук, профессора Анатолия (Берестова); православного врача-психиатра и психотерапевта, кандидата мед. наук  Д.А.Авдеева;  православного врача К.В.Зорина; публикации, касающиеся вопросов медицины иеромонаха Иова (Гумерова).

Иерей Димитрий Цыплаков

 

 

Примерный тематический план курса «ПАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА».

Введение. Отношение Церкви к медицине XXI века. Совместимость современной медицинской практики с христианским отношением к человеку.  Свт. Феофан Затворник, прп. Варсонофий Великий, прав. Иоанн Кронштадский о необходимости лечения.  Попечение о человеческом здоровье в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви”. Основные задачи курса пастырской медицины.

История развития медицинской науки в древние и средние века в свете религиозных мировоззрений  дохристианской эпохи и после пришествия в мир Спасителя.  Предполагаемая родина медицины. Медицина в Мессопотамии, Вавилоно-Ассирийской области (халдейская медицина). Медицина у древних египтян. Медицина у древних евреев. Законодательство Моисея. Книга Левит (гл. 13—15) о мерах, направленных к охранению здоровья. Медицина у греков. Греко-Александрийская школа. Гиппократ и его «Клятва». Критический анализ «Клятвы Гиппократа». Медицина в древнем Риме. Состояние медицины перед и после пришествия в мир Спасителя. Христианский взгляд на врачевание болезней. Негативное отношение к медицине в раннехристианскую эпоху и его причины. Изменение этого отношения и роль при этом Отцов Церкви. Врачебное искусство в Византийской империи. Монастырские больницы и приюты. Последствия  ереси Нестория и иконоборческой ереси для медицины. Развитие светской медицины в IX веке. Медицинская школа в Солерно. Гален и его гуморальная патология. Основные методы лечения того времени. Моральный облик  средневекового врача. Отношение общества и Церкви к хирургии. Амбруаз-Паре и значение его достижений. Изменения во врачебном мышлении во 2-ой половине XV-го и в начале XVI-го веков и его причины. Анатомы Везалий, Фаллопий  и основа­тель физиологии  Гарвей.  Медицина в древней и средневековой Руси.  Дохристианская языческая Русь. Русь после принятия христианства. Монашеская   медицина. Значение Киево-Печерской лавры. Появление первых врачей из мирян. Иноземные лекари. Первые русские врачи. Окончательное формирование светской медицины.

Библия о врачах и медицине. Лечение и врач даны Богом (Сир 38, 1-15).  Исцеление зависит от Бога. Оно может быть, а может не быть, в зависимости от воли Божией (Иак 5, 15) (Пс 102, 3)  (Иер 8, 21-22)  (Пс 6, 3)  (Тов 2, 10) (Лк 5, 17) (Лк 6, 19)  (Сир 34, 17) (Иер 17, 14) ( Иер 46, 11)  (Иер 33, 6). "Слово лечит"  (Притч 12, 18). Господь посылает ангела для исцеления (Тов 12, 14-15)  (Тов 3, 16-17). Апостолы исцеляли болезни молитвой (Лк 9, 1-2). Лечение должно состоять из воздействия как на тело (помазание елеем), так и на душу (молитва) (Иак 5,14). Во время болезни нельзя обращаться к бесам или ложным богам за исцелением  (4 Цар 1, 1-3). За покаяние Господь может остановить болезнь (Ис 38, 1-5) (Исх 23, 25-26). Предупреждение болезней (профилактика) (Сир 18, 18). Указания о медицинской диете и ее влиянии на здоровье (Сир 37, 30-34). Болезни могут быть за грехи (Втор 28, 58-61) (Сир 38, 15). Многие болезни - признак приближения  второго пришествия Христова (Мк 13, 8). Бог молитвами святых дает исцеление даже через вещи, принадлежащие им, материальные предметы (масло), изображение (тень) апостола и через мощи (Деян 19, 11-12) (Деян 5, 12-16) (4 Цар., 13, 20-21). Господь Бог может послать болезнь для исправления человека (Втор 28, 27-29) (Втор 28, 35). Неверующие посрамляются, видя явные исцеления от Бога (Деян 4, 14-16). Мы должны молиться о своем исцелении когда болеем,  также как и за других болящих (Сир 38, 9)(Иак 5, 16). Получая исцеления, мы должны благодарить Бога (Лк 17, 12-19) (Притч 17, 22) . Апостол Лука был врачом (Кол 4, 14). Болеют даже святые и пророки (4 Цар., 13, 14).

Архангел Рафаил - покровитель медицины. Арамейский перевод имени «Рафаил». Библия об Архангеле Рафаиле (Тов. главы 3-12). Исцеление семейства Товита (Тов. 12; 14-18). Иконография Архангела Рафаила.

Врачи-святые. Апостол и евангелист Лука; вмч. и целитель Пантелеимон; мч. Павел Коринфский; мч. Трифон; мч. бессребренники Кир и Иоанн; бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан; мч. Диомид; мч. Орест врач; мч. Фалалей Эгейский; свщ.мч. Зотик; прп. Ипатий Целебник;  прп. Агапит Печерский; прп. Евфимий Суздальский; вмч. княгиня Елисавета; исп. архиепископ Лука.

Общее понятие о медицине. Определение. Значение слова «медицина». Теоретическая, практическая и доказательная медицина. Православная медицина.

Основы православной антропологии. Православное учение о человеке и современная наука. Дух, душа, тело – определение.  Их состояние до и после грехопадения. Образ и подобие Божие в человеке. Понятие о здоровом (исцеленном) человеке. Значение слова «исцеление». Свт. Иоанн Златоуст о последствиях повреждения души для тела. Понятие о современной  психосоматике.  Прп. Макарий Египетский о последствиях духовного нездоровья для души.

Патология человека. Определение.

Общая патология.  Краткая характеристика общепатологических процессов (дистрофии, некроз, расстройства кровообращения, воспаление, компенсаторно-приспособительные процессы, опухолевый рост) как структурно-функциональных основ болезней.

Частная патология. Определение понятия «болезнь». Учение о болезнях (нозология). Этиология, патогенез, патоморфоз, осложнения и исход заболевания. Ятрогении. Понятие о диагнозе. Классификация и номенклатура болезней. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-X). Частная патология. Краткая характеристика основных групп заболеваний: болезни системы крови; болезни сердечно-сосудистой системы; болезни органов дыхания; болезни желудочно-кишечного тракта; болезни печени, желчного пузыря и поджелудочной железы; болезни половых органов; болезни беременности и послеродового периода; болезни желез внутренней секреции; авитаминозы; болезни опорно-двигательного аппарата; нервные болезни; психические заболевания; инфекционные болезни; болезни детского возраста; профессиональные болезни.  Неотложные состояния.

Православное понимание болезней. Болезни телесные, душевные и духовные. Причины болезней. Святоотеческий взгляд на болезни. Искупительные и неискупительные страдания.

Задачи медицинской помощи с православной точки зрения.  Восстановление физического здоровья и создание условий для духовного возрастания пациента. Врачебная и пастырская помощь больному, их взаимодействие и разграничение функций. Выздоровление в православном понимании. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин о  трех причинах исцеления.

Основные медицинские специальности (хирургия, терапия и ее разделы, акушерство, гинекология, неврология, психиатрия и др.), их краткая характеристика.

Православный взгляд на официальную медицину. Методы, противоречащие православному вероучению в:  терапии, физиотерапии, офтальмологии, оториноларингологии, неврологии, психиатрии, акушерстве и гинекологии (аборты, контрацепция), сексопатологии, эстетической хирургии, фитотерапии, педиатрии, геронтологии, спортивной медицине, массаже, иглорефлексотерапии. Воззрение на анестезиологию и реаниматологию (медицинский и религиозный аспекты смерти, эвтаназия). Гемотрансфузиология.  Онкология  (духовно-нравственные и медицинские проблемы). Иммуно- и вакцинопрофилактика как необходимый медицинский метод борьбы с инфекционными заболеваниями, не противоречащий православному вероучению (критика противников  вакцинации с позиций веры и медицины). Патологическая анатомия (Православное отношение  к  вскрытиям, в каких случаях  законодательство не разрешает его отмену). Православное понимание психических заболеваний. Наркология.

Православный взгляд на  современные биомедицинские технологии. Клонирование,  экстракорпоральное оплодотворение, генная инженерия, стволовые клетки, трансплантология.

Православный взгляд на народную медицину. Допустимые и недопустимые методы в: лечении травами, медолечении, глинолечении, лечении металлами, лечении камнями, лечебном голодании, водолечении, лечении природой, использовании бани (сауны), загорании, мануальной терапии.  Уринотерапия и фекалотерапия  как физическое, нравственное и духовное осквернение.

Оккультная медицина как полностью недопустимый метод лечения. Священное Писание (Втор. 18, 10-12) и Правила Вселенских Соборов о колдунах, чародеях и прорицателях. Третья причина исцеления по Иоанну Кассиану Римлянину и отличительные признаки истинного чуда по свт. Игнатию Брянчанинову . Примерный перечень современных оккультных методик. Последствия от обращения к оккультистам. Оккультная болезнь.

Деструктивные медицинские секты. Примерный перечень и общая характеристика. Признаки тоталитарной секты.

Пастырская помощь больным, в том числе в лечебном учреждении.

Законодательная основа оказания пастырской помощи госпитализированным больным в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г.

Особенности пастырской помощи до, во время и после госпитализации. Особенности пастырской помощи при различных соматических заболеваниях.  Координация с работой психолога или пси­хиатра при психических расстройствах.  Помощь при алкоголизме, наркомании и других зависимостях.  Подготовка к оперативному вмешательству. Причины недопустимости отсутствия нательного креста во время операции (альтернативные способы его закрепления на теле больного).

Взаимодействие с лечащим врачом и медперсоналом больницы в зависимости от их отношения к вере (верующий; благожелательно или индифферентно относящийся к любой религии атеист; крайне негативно настроенный по отношению к вере субъект).

Особенности Таинств  Крещения, Исповеди, Причащения и Соборования в зависимости от состояния больного и его заболевания (в том числе сокращение чинопоследований). Ситуации, не допускающие совершения Таинств.

Православный пост. Его основная цель. Телесная и духовная составляющие поста.  Определение меры поста (как телесной, так и духовной) в зависимости от степени воцерковленности, возраста, профессии, состояния здоровья. Примерные рекомендации при различных  заболеваниях.

Особенности причащения больных на приходе. Говение в зависимости от характера и тяжести заболевания. Кому разрешается прием воды, пищи и лекарств в день причащения.

Наши баннеры

Баннер медицинского сектора 88x31px

Баннер медицинского сектора 100x100 px

Баннер Центра Защиты Материнства и Детства 100x100 px